Возвращаясь к теме маленьких миров, мне бы хотелось провести краткий экскурс в историю
происхождения подобных творений.
«Кабинет редкостей,
или кунсткамера (англ. Cabinet of curiosities, нем. Wunderkammer,
Kunstkammer) — комната для размещения и хранения тематических коллекций,
состоящих из естественно-научных экспонатов или разнообразных древних, редких и
курьезных вещей, как природных, так и рукотворных. Кабинеты редкостей появились
в Европе в XVI веке, их расцвет пришёлся на XVII век — период барокко.
Такие коллекции создавались, как правило, либо представителями высшей
аристократии, либо учёными-натуралистами, врачами и аптекарями. Чрезвычайный
рост коллекций привел к специализации в собирательстве, а в дальнейшем к
созданию тематических музеев.»
- Свободная Энциклопедия
Бережно отобранные экземпляры составляли целые собрания: ботанические
коллекции, анатомические и зоологические препараты, заморские редкости, памятники античных времен,
предметы гордости нумизматов, научные книги, приборы и другие экспонаты,
воспринимавшиеся как произведения искусства.
Коллекции хранились в специальных
шкафах, получивших название кабинетов. Последние тем временем разрастались и превращались
в целые комнаты-камеры, полные курьезов, будь то анатомические театры,
ботанические сады, обсерватории и другие опытно-исследовательские помещения.
Это явление получило пышный расцвет именно в конце 17-го
века - времена эпохи барокко, оставившей на нем неизгладимый и решающий
отпечаток своей выразительности.
Торжественная пышность и деловитая театральность, неизменно сопутствующие
стилю барокко, наделили приемы экспонирования богатством визуализации. Предметы
коллекции подавались необычными, занимательными способами (это объясняет
сложившееся название содержания кабинетов – курьезы или curiosities). Для их
презентации создавались сложносочиненные композиции, дополненные специальными
украшениями.
Экспонаты, как предметы познания многообразия окружающего
мира, делились по общему принципу происхождения: натуралии – природные творения,
артефакты - дело рук человеческих, предметы материальной культуры. Дальнейшая классификация
происходила по типу, образовывая коллекции и целые кабинеты.
Превращаясь в музеи, кабинеты образовали не менее курьезные
должности: "главный смотритель", "библиотекарь и надсмотритель
редкостей и натуралиев".
Чуткие хранители по частицам собирали важнейшие и
прекраснейшие творения, обогащая культурным наследием музеи и частные
коллекции.
Чего только не увидишь в разных кабинетах – целый мир, где
каждая вещь наполнена смыслом, любовью к познанию, науке, природе и
исследованиям.
В этих особых шкафах находилось место и вполне обычным для
коллекционер вещам: часам, научным и музыкальным
инструментам, предметам охоты, медицины, печати, картинам и предметам искусства
(скульптуры, бюсты, камеи).
Встречались и настоящие чудеса вроде археологических
находок, усыпальниц для мощей, редких рукописей, и этнографических ценностей, экзотических
вещей из Африки, Азии, Индии и других мало изученных мест.
Изящные изделия из металлов, дерева, фарфора и ювелирные, драгоценные камни, становились прекрасным примером синтеза
натуралий и артефактов.
Иногда натуралии находили место рядом с артефактами,
создавая тематические сцены. Анатомические экспонаты, предметы тератологии, скелеты и
редкости соседствовали с медицинскими препаратами, инструментами, фолиантами,
образовывая естественно-научное единство. Среди подобных выделялась знаменитая коллекция редкостей ученого
Фредерика Рюйша (1638—1731). Будучи врачом, он занимался акушерской практикой и
судебно-медицинской экспертизой, ставших богатым подспорьем для наполнения его собраний ценнейшими анатомическими и
тератологическими образцами, в том числе и коллекцией зародышей с аномалиями
развития, объектами, демонстрирующими усовершенствованные способы консервирования
мягких тканей.
Германия отразила в названиях кабинетов их специализацию, тематику
и направленность:
- Naturalienkabinett — вмещавший коллекции, черпающие
вдохновение в естественных науках – ботанике, зоологии, геологии.
- Munzkabinett — посвященный изучению монет, медалей от
старины до современности.
- Shatzkammer — вобравший в себя искусные изделия из
драгоценных камней и металлов.
- Antiquitatekammer — кабинет, коллекции которого
содержали антиквариат и предметы старины.
- Kunstkammer — «кабинет искусства, в который помещали
необычные творения рук человеческих и редкие создания природы»
- Wunderkammer — «кабинет редкостей природы»
Страсть разных деятелей воплотилась в абсолютно непохожих собраниях.
В то время как учёных влекли предметы естествознания, анатомические чудовища и
аномалии, художники оставались верными магнетической роскоши произведений
искусства всевозможных стран и эпох.
Эпоха барокко наделила натюрморты уютным очарованием изображений курьезных
вещиц и коллекций редкостей.
Наследие тех времен вдохновляет меня воплощать его идеи в
миниатюрах. Каждый артефакт – крошечный кабинет редкостей и курьезов. Единение
натуралий и творений рук человеческих пронизывает маленькую склянку и наделяет ее
особым смыслом.
Эти рукотворные малютки займут достойное место в моей маленькой
коллекции. К уже знакомой Вам баночке присоединяется соседка, не больше
колибри - росточком в два дюйма, с еще более крохотным кусочком зачарованного
леса.
Я буду Вам благодарна, если Вы поделитесь этой записью:
Комментариев нет:
Отправить комментарий